ПРОБЛЕМА СТРАХА В ФИЛОСОФИИ С.КЬЕРКЕГОРА

Всему на свете приходит конец — это одна из наиболее самоочевидных жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и тем не менее должны жить с сознанием его неизбежности и своего страха перед ним. Стоики говорили, что смерть — самое важное событие жизни. Научиться хорошо жить — это значит научиться хорошо умирать, и наоборот, уметь хорошо умирать значит уметь хорошо жить. Ту же мысль выразил св. Невозможно оставить смерть умирающим. Биологическая граница между жизнью и смертью относительно четка, но психологически они переходят друг в друга. Смерть — это факт жизни; нам достаточно минуты размышления, чтобы понять: Монтень в своем глубочайшем эссе о смерти вопрошает:

Лекции - Введение в кризисную психологию - файл 1.

Иметь или быть. Фромм Я как обычно конспектирую всякие книги. Здесь по большей части нарезка цитат самого Фромма да пару моих фраз. Но по факту произошло это: Почему великие надежды не сбылись? Есть два психологических фактора нового общества:

товка трепета как изнанки страха, которая содержится в работе С. Кьеркегора. «Страх и . сти, определённом модусе священного начала мира [1, c.

Человеческое существование и его модусы просмотров - 16 Исходя из этих основополагающих положений экзистенциализм подходит к проблеме человеческого существования. Модус забегания вперед выражает тот момент в бытии человека, что оно есть не только то, что оно есть. Более того, человеческое бытие есть то, что оно не есть. Человеческое бытие никогда не завершено. Именно в связи с этим оно не есть сущее. Забегание вперед олицетворяет момент будущего в человеческом существовании, момент его незавершенности, устремленности вперед, устремленности к смерти.

В качестве примера можно привести отношение ремесленника или земледельца к своим орудиям труда, отличие этого отношения от отношения современного рабочего к своим инструментам. В случае если в первом случае вещь характеризует самого хозяина, то во втором она выступает просто как безличное орудие, абсолютно обезличенное. В случае если в первом случае вещь сопровождает хозяина по жизни, служит ему и испытывает на себе его отношение, то во втором она просто присутствует как орудие производства.

В случае если в первом вещь выступает нашим продолжением, то во втором случае мы являемся продолжением вещи, мы служим вещам. В структуре заботы Хайдеггер выделяет подлинный и неподлинный способы существования человека. В первом случае человек чувствует, слышит зов экзистенции, свою временность, зыбкость, неустойчивость своего существования, его устремленность вперед в никуда, его разрыв с настоящим, его исключительность. Во втором случае, напротив, человек рассматривает себя как сущее среди других сущих, как человек вообще, как человек мыслящий, как человек волящий, как человек производящий и тому подобное.

Понимание человека как единства тела, души и духа позволяет выделить такие основные проекции его существования, как материально-природную, экзистенциально-личностную и социокультурную. Материально-природная проекция фокусируется во многом в опыте тела, которое выступает как продукт эволюции, подчинено общим законам жизни и ориентировано на удовлетворение естественных потребностей. Современная наука накопила огромный материал, подтверждающий несомненную значимость биологических факторов в человеческой судьбе.

Наиболее впечатляющими здесь выглядят открытия в области генетики, свидетельствующие о том, что около 40 процентов своих качеств человек приобретает посредством генетического наследования.

Экзистенциализм - (от позднелат. exsistentia - существование) или философия модусы (проявления) человеческого существования - забота, страх.

Истоки и смысл экзистенциализма. Экзистенциализм в качестве одного из ведущих направлений в философии ХХ века берет свои истоки в русской религиозной философии Н. Также в качестве идейных истоков экзистенциализма рассматривается философия датского мыслителя Серена Кьеркегора. Кьеркегор, критикуя Гегеля за растворение человеческой субъективности в истории мирового духа, говорит о необходимости познания субъективности как экзистенции в ее конкретности. На жизненном пути человека Кьеркегор различает три стадии: Религиозная вера понимается Кьеркегором как парадоксальное, нелогичное переживание одновременно и неповторимости собственной экзистенции и безмерности Бога.

ОСНОВНЫЕ МОДУСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Взаимозависимость жизни и смерти Мысль о переплетенности жизни и смерти очень стара. Всему на свете приходит конец - это одна из жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и должны жить с сознанием его неизбежности. Стоики говорили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - это значит научиться хорошо умирать. Психологически смерть и жизнь переходят друг в друга. Нам достаточно и минуты размышлений, чтобы понять, что уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания и в начале заложен конец.

Экзистенциализм или «философия существования» сформировался в 20 гг. Эти три модуса, взаимно проникая друг в друга, составляют единый феномен Страх - основное ощущение человеческого бытия - выступает как.

Понимание человека как единства тела, души и духа позволяет выделить такие основные проекции его существования, как материально-природную, экзистенциально-личностную и социокультурную. Материально-природная проекция фокусируется во многом в опыте тела, которое выступает как продукт эволюции, подчинено общим законам жизни и ориентировано на удовлетворение естественных потребностей. Современная наука накопила огромный материал, подтверждающий несомненную значимость биологических факторов в человеческой судьбе.

Наиболее впечатляющими здесь выглядят открытия в области генетики, свидетельствующие о том, что около 40 процентов своих качеств человек приобретает посредством генетического наследования. Особенности конституции и темперамента, спектр психических задатков и способностей, склонность к тем или иным заболеваниям - составляют перечень лишь основных, но достаточно существенных для личности характеристик, предзаданных природой.

Вместе с тем редукция человека исключительно к природно-генетическим факторам не представляется правомерной. Уже психоанализ указал на слабость и несовершенство человеческих инстинктов по сравнению с животными, которые действительно получают комплекс готовых программ поведения, позволяющих им достаточно быстро адаптироваться к внешней среде.

Сам факт вертикального положения человека говорит о том, что биологическое в человеке радикально трансформируется культурой и обществом, а тело выступает как продукт не только природной, но и социальной эволюции. Наблюдаемые сегодня процессы акселерации, увеличение средней продолжительности жизни, перспективы клонирования и трансплантации органов опровергают бытовавшую ранее истину о том, что с завершением антропогенеза и началом истории биологическое развитие человечества как вида прекратилась.

Современная наука склоняется к мнению, что мы можем, напротив, говорить об ускорении эволюционных изменений под воздействием социальных факторов. Особую роль общества в организации человеческого тела и телесности можно проследить не только на материально-природном, но и на мировоззренческом уровнях.

Вы точно человек?

Саратов Ромащенко Мария Александровна научный руководитель, научный руководитель, доц. Саратовского государственного технического университета имени Ю. Саратов Страх это одно из состояний человеческого существа, которое, с одной стороны, обнаруживает его природную, звериную сущность, а, с другой, раскрывает уникальные черты человеческой личности.

Главный критерий различения страха и ужаса — наличие или отсутствие . Это истина человеческого существования как такового, В мире, где Бог умер, ужас — лишь очередной модус бытия, который можно.

Общая характеристика работы Актуальность исследования Проблема тревоги специфически отражается в присущей обыденному сознанию тенденции поиска способов не столько преодоления, сколько избавления от беспокойства. Феномен тревоги чаще рассматривается с позиций частнонаучных исследований человека в рамках биологии, психофизиологии, фармакологии и психиатрии , психологии, социологии.

Частнонаучные исследования, как правило, эмпирически раскрывают отдельные аспекты феномена тревоги как несамостоятельного состояния, но в большинстве своем не предлагают системной комплексной характеристики феномена тревоги и ее экстра-биологической социальной специфики. Исследование феномена тревоги ввиду его сложности и многоаспектности требует интеграции эмпирического и теоретического знания, что возможно на основании социально-философского подхода к проблеме.

Растущее внимание социально-философских исследований к феномену тревоги убеждает в том, что востребованы современный взгляд на проблему тревоги и поиск ее решений. Важным для преодоления в рамках социально-философского исследования аспектной ограниченности частнонаучного изучения проблемы тревоги становится выявление онтологического основания, интегрирующего различные аспекты исследования тревоги.

Обращение к онтологии социальных феноменов присутствует в работах целого ряда авторов, рассматривающих экзистенциально-социальную проблематику М. Выявление онтологического статуса феномена тревоги предполагает его трактовку как неустранимого специфически человеческого модуса существования, и вместе с тем, отказ от тщетных попыток устранения данного переживания.

- открытая библиотека учебной информации

Страх как модус расположения Феномен страха поддается рассмотрению в трех аспектах: Эти возможные и взаимопринадлежные аспекты не случайны. С ними выходит на свет структура расположения вообще. Анализ восполняется указанием на возможные модификации страха, касающиеся конкретно различающихся структурных моментов в нем. Что принадлежит к страшному как таковому, встречающему в страхе?

PDF | Рассматривается феномен страха в модусе авторизации. как одно из возможных состояний человеческого бытия, принадлежащее к Genuine fear arises when the very existence of man becomes a problem.

Беспрерывное, длительное развитие человеческого общества Важнейшими формами бытия человека выступают труд, мышление, речь, нравственность, воля, предметно-практическая деятельность, практика социального созидания, политическая деятельность, самосозидание. Одним из модусов человеческого существования является отчуждение. Феномен отчуждения характеризует ситуацию, когда, во-первых, созданное человеком так или иначе противостоит ему; во-вторых, когда какие-либо явления и отношения в искаженном сознании людей превращаются в нечто иное, чем они являются сами по себе.

Бубер назвал три сферы отчуждения: Государственные и общественные институты изображаются как враждебные человеку силы. Увеличилась пропасть между способностью людей к производству через научную технологию и способностью контролировать ее. Опыт показал, что отчуждение тем сильнее, чем ниже уровень производительных сил. Слабое развитие орудий труда взваливает на человека за счет его физического и нервного перенапряжения всю тяжесть производства, порождая технологическое отчуждение.

Человек при этом выступает как придаток какого-либо средства труда или какой-либо производственной функции.

§ 30. Страх как модус расположения

Понимание человека как единства тела, души и духа позволяет выделить такие основные проекции его существования, как материально-природную, экзистенциально-личностную и социокультурную. Материально-природная проекция фокусируется во многом в опыте тела, которое выступает как продукт эволюции, подчинено общим законам жизни и ориентировано на удовлетворение естественных потребностей. Современная наука накопила огромный материал, подтверждающий несомненную значимость биологических факторов в человеческой судьбе.

Наиболее впечатляющими здесь выглядят открытия в области генетики, свидетельствующие о том, что около 40 процентов своих качеств человек приобретает посредством генетического наследования.

Егорова И.В. Героика и страх как модусы человеческого существования: ранние произведения Э. Юнгера. Опубликовано в журнале"Филология.

ЕЕ Эволюция представлений о тревоге в истории философской мысли. Тревога в психоаналитических концепциях. Динамика переживания и проявления онтологической тревоги в контексте влияния социальных факторов 3. Конструктивные и деструктивные формы проявления тревоги в социуме. Человек в период Средневековья попрежнему одинок, и христианство признает его глубокое неизбывное одиночество и вместе с тем его стремление забыть, не замечать, вытеснить из сознания это переживание.

Христианская концепция, обращаясь к одинокому сознанию, предлагает своим адептам религиозную защиту. Отношение к одиночеству как экзистенциальной данности и в Средневековье разделяет людей на две категории. Верослужители, мудрецы категория не только признающих одиночество, но и принимающих эту данность как уникальный опыт одинокого Богочеловека Иисуса Христа и относящих себя к ищущим божественные истины, к строителям своей жизни от рождения до смерти под знаком опыта религиозного одиночества , с.

Такое принимающее сознание чувствительно к проявлениям тревоги, но не избегает и не прячется от переживания. Вторая категория, объединяющая людей в отношении к экзистенциальному одиночеству, это негативно оценивающие. Незрелое сознание, движимое, в первую очередь, тревогой, ищет и находит в религии опору или убежище от собственных переживаний. Отношение человека к смерти в период Средневековья, когда актуальна философская теологическая христианская концепция, заметно отражается на содержании опасностей, инициирующих тревогу.

Всеобщее отношение к смерти как к момент перехода из одного состояния бытия в другое, как к избавлению от мытарства земной жизни, не избавляло индивидуальное сознание от тревоги перед лицом внезапности и неотвратимости собственной смерти и добавило беспокойства по поводу своей чистоты, безгрешности, праведности и готовности предстать перед судом совести. Тревога в религиозном сознании, будучи связанной с пониманием зависимости загробной жизни от жизни земной, переживается как страх Божий.

Феномен тревоги как модус человеческого существования

Страх, как феномен индивидуального сознания, есть трагический страх, именно потому, что бытийствование носит трагический характер. Но вместе с тем, страх несет конструктивное значение, которое заключается в том, что страх открывает исходную целостность, единство сознания, которая есть его сущность."" . , , .

Бытие же относится к опыту, а человеческий опыт в принципе невозможно описать. Страх как модус расположения Феномен страха поддается.

Бытие человека и модусы человеческого существования любовь, страх, игра, вина и др. Любовь — активная заинтересованность в жизни и в развитии того, что мы любим. Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви — к ответственности. Любящий человек чувствует себя ответственным за всех ближних, как за самого себя.

Ответственность в отношениях между матерью и ребенком побуждает мать к заботе, главным образом, о физических потребностях ребенка. В любви между взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностей другого человека. Она могла бы легко выражаться в желании превосходства и господства, если бы не было компонента любви — уважения.

Уважение — страх и благоговение. Оно означает способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение предполагает отсутствие эксплуатации. Оно существует только на основе свободы, так как любовь — дитя свободы, а не господство. Любовь очень разнородна, она включает в себя не только разные виды и их подвиды, но и то, что можно назвать формами любви, ее модусами.

Садгуру - Цель человеческой жизни (Джагги Васудев)